13:07 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМА | |
Костюченко Н.А. (г. Невинномысск, колледж НГГТИ)
Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитательного воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом. Всем известен большой социально-культурный потенциал туризма, а также то, что туризм является важным элементом не только физической, но и экологической, нравственнойи других сфер культуры. О роли туризма в процессе всестороннего воспитания и развития личности говорится в работах педагогов Ю.Т. Бородкиной, П.И. Истомина, Ю.С. Константинова, И.Н. Пилата, А.А. Остапца-Свешникова, В.Г. Цыганкова, М.Н. Ямницкого и др. В своих работах авторы раскрывают возможности физического, волевого и нравственного воспитания подрастающего поколения в процессе занятий туризмом, говорят о больших возможностях спортивного коллектива, указывая, что главным принципом воспитания во всей туристской работе является воспитание детей в коллективе. Также они отмечают, что в процессе занятий туризмом возможно не только воспитание таких качеств личности, как выдержка и самообладание, дисциплина, честность, выносливость, настойчивость и упорство и другие, но и перевоспитание уже имеющихся качеств с отрицательной направленностью. В связи с этим приведем основные разграничительные черты спортивной и туристской деятельности. В отличие от подавляющего большинства видов физкультурно-спортивной деятельности (спорта) основным содержанием спортивного и рекреационно-оздоровительного туризма является преодоление естественных препятствий природного рельефа местности. Эти препятствия отличаются большим многообразием: скалы, снег, лед, водные преграды и многие другие типы, виды и формы естественных препятствий макро- и микрорельефа местности. Многообразны и условия преодоления препятствий: климатические, метеорологические, высокогорные и др. При преодолении естественных препятствий используются различная техника и тактика, различные средства передвижения и обеспечения безопасности. Ее структурную основу составляют действия туриста-спортсмена, направленные на преодоление естественных препятствий с минимальными затратами сил и максимальным обеспечением безопасности. Более того, с точки зрения типологии туризма, именно его многообразие средств и видов (автомобильный, мотоциклетный и велосипедный; водный и парусный; горный и спелеотуризм; лыжный и горнолыжный; пешеходный и конный, и другие), которое не ограничено спортивной классификацией и другими нормативными документами, а также форм проведения (самодеятельный туризм и путевочный; зимний и летний; внутренний и международный; массовый и элитарный; дальний и ближний; школьный и студенческий; космический и религиозный; конгрессный и экспедиционный и т.п.), является наиболее характерным системообразующим отличительным, от подавляющего большинства видов спорта, признаком. Хорошо организованная и подготовленная туристская группа - это тесный, сплоченный коллектив, где каждый знает свое дело, знает свое место и все действуют согласованно. Сама жизнь в походе требует совместимости действий и взаимообслуживания. Постоянное систематическое выполнение действий, связанных с жизнью для группы и всей группы, постепенно формирует в обучающемся коллективистские взгляды, чувства коллективизма, приучает работать на коллектив, для коллектива. В условиях туристского похода этому способствует эффективная система контроля коллективом за поведением каждого члена группы. В спорте имеются правила соревнований, выполнение которых контролируется коллективом судей и массой зрителей. Особенность похода - автономность. Группа действует самостоятельно, без визуального внешнего контроля. Это в значительной степени повышает ответственность руководителя за действия каждого члена туристского коллектива и требует от него владения набором методических приемов для умелого управления группой и проведения эффективной воспитательной работы. Особенность воспитания молодых людей средствами туризма обуславливается рядом факторов: характером деятельности участников, руководителя, спецификой условий похода и др. В спорте обязательно наличие соперника и максимальное напряжение сил для достижения цели - победы над ним. В туристском походе нет соперников, есть дружный, сплоченный коллектив и максимальное напряжение сил для достижения цели - победы над собой. Туризм располагает наиболее благоприятными возможностями для воспитания чувства коллективизма, для выработки коллективистских привычек в человеке. Туристские походы привлекательны для юношей особенно тем, что в таком коллективе сверстников они находят возможность самовыражения и самоутверждения, обретают некоторую самостоятельность. Обладая относительной свободой, юноши или девушки поступают зачастую так, как поступали бы, оставшись без контроля со стороны взрослых. С одной стороны, туризм создает благоприятные условия для борьбы с такими отрицательными чертами характера юношей, как трусость, эгоизм, индивидуализм, а с другой, отвечает извечному стремлению детей к романтике, совместной борьбе с трудностями, испытанию собственных сил. Большинство юношей в обстановке похода начинают вести себя намного лучше, демонстрируют благородные черты характера, многие навсегда меняют свое отношение к товарищам и к старшим. Руководитель группы должен обладать запасом знаний и убежденностью, чтобы не простым запретом, а содержательной беседой и личным примером воздействовать на чувства воспитанников с целью предупреждения необдуманных поступков. В спорте, как правило, на соревнованиях, проявляется степень технической, физической, тактической, моральной и волевой подготовленности спортсмена. В туристском же походе создаются условия не только для проверки этих качеств, но и для эффективного их воспитания, однако, самопроизвольно эти возможности реализоваться не могут. Занятия туризмом, несмотря на особые условия, которые способствуют процессу нравственного воспитания, требуют активной роли руководителя, владения им арсеналом методических приемов, форм и средств воспитания, и использования их на всех этапах подготовки и проведения похода. В отличие от спорта, где в состав команды, как правило, включают сильнейших, при комплектовании туристской группы, можно включать заведомо слабого участника. Таким образом, как бы заранее планируется необходимость взаимопомощина маршруте. Сам процесс взаимопомощи благотворно влияет на укрепление внутригрупповых связей, повышение морального тонуса в группе. Создание условий, где требуется проявление высоких нравственных качеств, сплачивает коллектив, улучшает моральную атмосферу в группе. Ребята, находясь в коллективе туристкой группы и туристского лагеря выполняют различные функциональные обязанности. При этом у них развивается способность к взаимодействию со сверстниками, формируется более высокая самооценка, более высокий уровень требований. В условиях туристского похода этому способствует эффективная система контроля коллективом за поведением каждого члена группы. Воспитание положительных черт характера может проходить более эффективно, если сам воспитуемый будет занимать сознательно-активную позицию в этом вопросе. Туристский поход способствует проявлению различных нравственных черт характера юношей идевушек. Попадая в различные условия походной жизни, каждый человек реагирует по-своему на изменяющиеся условия. Задача руководителя не только своевременно использовать возникающие естественные условия, но и создавать ситуации для воспитания положительных нравственных сторон личности. Имеется еще целый ряд особенностей, отличающих туризм от других средств физического воспитания таких, как тесная взаимозависимость членов группы, реальность опасности, отсутствие искусственных сооружений, естественность условий и др. Все они оказывают влияние на содержание и метода воспитательной работы во всех видах туризма. Даже такое краткое ознакомление с воспитательными возможностями туризма позволяет утверждать, что правильно организованная работа в процессе спортивной деятельности может дать положительные результаты в воспитании юношей. Туризм же, являясь одним из привлекательных видов спорта для юношеского возраста, может быть использован как эффективное средство для вовлечения в спортивную деятельность, а в дальнейшем – для воспитания волевых, нравственных и физических качеств. | |
Просмотров: 275 | |
Всего комментариев: 0 | |